12+
logo

Институт повышения квалификации

Институт повышения квалификации «Информкадастр»
(история и современность)

В последние десятилетия рынок недвижимости становится одной из важнейших составляющих экономики России, совершенствуется нормативная правовая база земельно-имущественных отношений и кадастра недвижимости, осуществляется реорганизация системы государственного управления в сфере недвижимости и кадастрового учета, ведется широкое внедрение автоматизированных систем и информационных технологий кадастра и землеустройства. В связи с этим имеет место значительный рост потребности в специалистах, осуществляющих государственный кадастровый учет объектов недвижимости, землеустроительную, кадастровую и оценочную деятельность. Согласно прогнозу, специальности данного профиля сейчас и в ближайшем будущем будут оставаться остродефицитными, что говорит о необходимости постоянного развития образовательного пространства в этом направлении.

Важнейшую роль в решении этой задачи, наряду с высшим образованием, играет дополнительное профессиональное образование (ДПО), осуществляемое в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Оно обеспечивает, во-первых, массовость подготовки и, во-вторых, необходимую периодичность ее проведения, что является важным в силу постоянного развития и совершенствования нормативной правовой базы кадастра недвижимости и землеустройства, а также внедрения и применения  новых информационных технологий и инструментальных средств выполнения работ.

Государственный университет по землеустройству более 45 лет осуществляет деятельность по дополнительному профессиональному образованию в области землеустройства и кадастров, направленную на повышение профессионального уровня специалистов, а также на получение ими дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. С этой целью в 1966 году в университете был создан факультет повышения квалификации. На факультете на протяжении многих лет организовывались и проводились курсы повышения квалификации по тематике, являющейся актуальной для соответствующего периода развития земельно-имущественных отношений в России.

В 2006 году в связи с резким возрастанием объемов образовательных услуг по повышению квалификации, оказываемых университетом Роснедвижимости (а позднее – Росреестру), организациям и предприятиям отрасли, на базе факультета повышения квалификации был создан Институт повышения квалификации (ИПК) «Информкадастр» как структурное подразделение университета, работающее на принципах самоокупаемости.

Сохраняя преемственность, главной целью создания Института являлось повышение эффективности процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, расширение спектра оказываемых образовательных услуг, увеличение их объемов и интенсивности, интеграция образовательных ресурсов ГУЗа, других профильных вузов, организаций и предприятий отрасли.

С целью обеспечения массовой подготовки специалистов на всей территории Российской Федерации университетом в том же году была создана регионально распределенная система дополнительного профессионального образования.

Организационно-методическим центром данной системы является ИПК «Информкадастр». Он осуществляет централизованное планирование, управление и контроль за процессом обучения в системе, организует его необходимое финансирование, обеспечивает учебно-методическое единство и проводит необходимую дополнительную подготовку преподавателей по тематике обучения, обеспечивая тем самым требуемое качество образовательных услуг во всех регионах. С этой целью привлекаются все имеющиеся учебно-методические ресурсы факультетов и кафедр университета.

Региональные составляющие системы ДПО функционируют в форме региональных курсов. Они формируются для реализации конкретного образовательного проекта и организуются на базе региональных профильных вузов, входящих в состав УМО, а также крупных предприятий отрасли. На региональных курсах организуется и проводится повышение квалификации специалистов на местах, базируясь на учебно-методических комплексах, разработанных в ГУЗе, и используя имеющиеся в регионах образовательные ресурсы.

Созданная регионально распределенная система ДПО позволяет:

- многократно расширить образовательные возможности ГУЗа за счет распараллеливания учебного процесса;

- интегрировать образовательные ресурсы ГУЗа, региональных вузов, территориальных органов государственного управления и предприятий отрасли, обеспечивая рациональное сочетание теоретической и практической подготовки с учетом региональных особенностей;

- обеспечить гибкость и адаптируемость организации обучения по масштабу, территориальному распределению и тематике в соответствии с конкретным образовательным проектом;

- наиболее эффективно использовать финансовые средства на оказание образовательных услуг, применяя для этого рыночные механизмы.

География региональных выездных курсов системы ДПО обширная и охватывает практически всю территорию Российской Федерации. Так, начиная с 2006  года обучение было организовано и проведено в 25-ти городах, включая: Москву, Санкт - Петербург, Пушкин Ленинградской обл., Тверь, Воронеж, Самару, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Саратов, Пенза, Чебоксары, Краснодар, Ставрополь, Таганрог, Нальчик, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Улан-Удэ, Хабаровск.


«География проведения курсов повышения квалификации»


В распределенной системе ДПО широко применяются методы дистанционного электронного обучения, реализуемые посредством созданной в университете системы дистанционного обучения через Интернет. Данная система обеспечивает поддержку всех организационных и учебно-методических составляющих учебного процесса, включая:

- предоставление слушателям для изучения структурированных учебных материалов по дисциплинам образовательных программ;

- доступ к электронной библиотеке;

- получение консультаций преподавателей в режиме он-лайн;

- тестирование слушателей по результатам изучения дисциплин;

- дистанционную сдачу контрольных и выпускных работ;

- индивидуальное сопровождение учебного процесса по каждому слушателю;

- планирование и оценку интенсивности учебно-консультационной деятельности преподавателей;

- системное администрирование учебного процесса по образовательным программам и учебным группам, автоматизированное формирование необходимых документов и информационно-справочных данных.

Применение методов дистанционного обучения позволило значительно повысить доступность и комфортность оказываемых слушателям образовательных услуг, особенно по продолжительным курсам профессиональной переподготовки (более 500 учебных часов), реализуемым без отрыва от профессиональной деятельности.

В период 2009-2014 гг. система дополнительного профессионального образования получила значительный импульс в своем развитии.

Расширился спектр образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Была проведена их комплексная структуризация и переход к модульному принципу формирования.

Возросло количество и расширился контингент обучаемых специалистов. В их числе:

представители органов государственного управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

руководители и специалисты подведомственных министерствам и ведомствам учреждений и предприятий;

специалисты организаций и предприятий агропромышленного комплекса;

кадастровые инженеры;

представители крупных корпораций страны;

преподаватели вузов и учреждений среднего профессионального образования;

оценщики;

специалисты по менеджменту и маркетингу;

представители зарубежных стран.

Всего за пятилетие было подготовлено около 14,5 тысяч человек. Наибольшую часть из них, как и в прошлые годы, составляли специалисты территориальных органов Росреестра и подведомственных ему организаций – более 10,5 тысяч человек. Вместе с тем, возросла доля других категорий подготовленных специалистов. Если ранее они составляли 15% от общего количества обучаемых, то сейчас это 27 %. Данный факт говорит о возросшем охвате рынка образовательных услуг в земельно-имущественной сфере.

В последние годы существенно расширилось использование в образовательном процессе дистанционных методов обучения через Интернет. Более 60 % подготовленных специалистов прошли обучение с использованием дистанционной формы обучения.

Система дистанционного обучения университета как комплексная образовательная среда постоянно развивается и в настоящее время она удовлетворяет всем современным требованиям как в учебно-методическом, так и в технологическом плане. В ней реализованы более 30-ти курсов повышения квалификации и более 10-ти курсов профессиональной переподготовки, имеющих модульную структуру, что позволяет оперативно формировать новые курсы.

Начиная с 2008 года в рамках системы ДПО в университете была реализована комплексная образовательная программа профессиональной переподготовки специалистов по осуществлению кадастровой деятельности (кадастровых инженеров). Целью обучения по данной программе является приобретение слушателями всех необходимых знаний и практических навыков для осуществления кадастровой деятельности, а также подготовка их к сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата кадастрового инженера.

Образовательная программа включает комплекс из 12-ти учебных дисциплин, охватывающих вес спектр работ, связанных с кадастровой деятельностью, и предусматривает обучение в очно-заочной форме с применением дистанционных методов. В зависимости от базового образования слушателя продолжительность освоения образовательной программы составляет 550 или 1000 учебных часов. Очная часть обучения, представляющая собой вводные лекции по дисциплинам, составляет 72 учебных часа. Аттестация проходит в виде защиты выпускной работы, по итогам которой выдается диплом о профессиональной переподготовке.

В последние годы реализована возможность замены очной части обучения просмотром записанных видео-лекций в системе дистанционного обучения. Кроме того, в течение ряда лет практикуется проведение защиты выпускной работы в дистанционном режиме посредством видеоконференции. Все это позволило перейти на полностью заочную форму обучения, что особенно удобно для слушателей из отдаленных регионов. При этом, учитывая модульную структуру учебного курса, для каждого слушателя может быть реализована индивидуальная траектория обучения с учетом его базовой подготовки.

В целом в результате развития системы ДПО университета была создана «Национальная система дополнительного профессионального образования специалистов в области землеустройства и кадастров», включающая организационную структуру, информационно-технологическую среду, учебно-методический и профессорско-преподавательский ресурс.

В 2010 году данная система была награждена золотой медалью на Всероссийском конкурсе образовательных информационных технологий, проводимом на ВВЦ в рамках российской агропромышленной недели «Золотая осень», в 2012 году она отмечена дипломом на 14-м Всероссийском форуме «Образовательная среда - 2012» за разработку проектов, направленных на повышение качества российского образования.

В 2013 году по результатам независимой оценки в рамках проекта «Разработка и апробация модели независимой оценки качества программ профессионального образования, реализуемых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы качество одной из основных образовательных программ профессиональной переподго товки специалистов по осуществлению кадастровой деятельности было признано высоким, что подтверждается соответствующим сертификатом.

Обучение в ИПК «Информкадастр» проводится в оборудованных компьютерной техникой аудиториях с практическим применением информационных технологий кадастра, землеустройства, межевания земель. Для проведения практикумов по освоению современных геодезических приборов организуются выезды на учебный полигон университета.


Занятия в компьютерном классе

Занятия на учебном полигоне

Занятия проводят наиболее опытные преподаватели различных кафедр университета, а также руководители и специалисты Росреестра и подведомственных ему организаций.

Руководство Института повышения квалификации «Информкадастр»

Проректор по повышению квалификации,
директор института повышения квалификации «Информкадастр»,
д.т.н. Грачев Игорь Аркадьевич

  Заместитель директора института повышения  квалификации,
д.э.н., профессор Черкашина  Елена Вячеславовна


Наши партнеры:

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр

- Саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры»

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»

- высшие учебные заведения страны, входящие в Учебно-методическое объединение по образованию в области землеустройства и кадастров (более 60-ти вузов)